Охрана здоровья дошкольников в период адаптации к детскому саду
Каковы сроки, отводимые психологами, на адаптацию детей к детскому саду? В чем причины трудностей, возникающих у дошкольников в этот период? Как влияет дезадаптация на здоровье детей и можем ли мы помочь малышам?
Начало посещения детского сада – важный этап в жизни ребенка. Малыш разлучается с родителями, учится самостоятельно взаимодействовать с другими детьми, педагогами. В этот период ему необходима поддержка как родителей, так и сотрудников детского сада – воспитателей, медицинской сестры.
Трудности адаптации
Некоторые дети привыкают к новым условиям быстро, в течение одной-трех недель, другим требуется около двух-трех месяцев. Психологи отводят на процесс адаптации до полугода. Почему возникают трудности у дошкольников в этот период? Если ребенок привык к тому, что взрослые потакают любым его капризам, то в детском саду ему придется нелегко, потому что ни воспитатели, ни детский коллектив не станут делать поблажек.
Стеснительные и робкие малыши тоже сталкиваются с проблемами. Они плохо идут на контакт со сверстниками и поэтому становятся мишенью для задир, не принимают участия в играх и занятиях. Причиной дезадаптации могут стать и некорректные действия педагогов. Давление и излишняя строгость со стороны воспитателей может вызвать страх перед детским учреждением даже у общительного ребенка.
Столкнувшись с проблемами адаптации, малыш испытывает сильное психоэмоциональное и физическое напряжение, стресс. Отсутствие своевременной поддержки может привести к полной дезадаптации и ухудшению здоровья ребенка.
Признаки дезадаптации
В адаптационный период и родители, и воспитатели должны внимательно наблю-дать за малышом, чтобы не пропустить следующие признаки дезадаптации:
• ребенок отказывается идти в детский сад, причем отказ носит стойкий характер;
• по возвращении из ДОО ребенок подавлен, спрашивает у родителей, придется ли ему идти в детский сад снова;
• быстро утомляется;
• у него нарушается сон: вечером долго не может уснуть, а утром просыпается с трудом, мучают кошмары;
• в течение дня вял, капризен, раздражителен;
• появляются навязчивые состояния, тики и заикание.
Дезадаптация может проявиться и частыми, иногда болезненными мочеиспусканиями, энурезом. Нередко ребенок отказывается от посещения туалета в группе. У малыша могут возникнуть запоры. Один из главных индикаторов здоровья ребенка – аппетит. Ребенок, тяжело привыкающий к детскому саду, теряет аппетит или, наоборот, начинает испытывать постоянную потребность в еде.
Эмоциональное напряжение вызывает и снижение сопротивляемости организма, что приводит к повторным респираторным заболеваниям, протекающим тяжелее обычного. Обостряются и хронические заболевания. У некоторых детей, испытывающих трудности с адаптацией, формируются психосоматические реакции: подсознательно понимая, что болезнь спасает от посещения детского сада, они начинают болеть чаще.
Поведение ребенка в группе также показательно. Ребенок отказывается идти на контакт, обижается, проявляет агрессию в отношении других и себя.